Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.
Лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Сведения) представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие Сведения (далее - служащий (работник)), а именно:
1) лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (последние - с учетом особенностей, установленных подпунктом 2 настоящего пункта);
2) лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, - в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления Сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, такие лица сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
3) государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) работниками государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), государственных внебюджетных фондов, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;
5) лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
6) работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;
7) атаманом Всероссийского казачьего общества и атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - атаман войскового казачьего общества);
8) уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), руководителем службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
9) иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее - гражданин):
1) государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;
2) любой должности государственной службы Российской Федерации (поступающим на службу);
3) должности муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) должности в государственных корпорациях (компаниях, публично-правовых компаниях), государственных внебюджетных фондах, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенной в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;
5) должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
6) отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;
7) должности атамана войскового казачьего общества (атаманом войскового казачьего общества, избранным высшим органом управления войскового казачьего общества при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества) и атамана Всероссийского казачьего общества;
8) должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
9) иных должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные особенности представления Сведений (например, установление обязанности для граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, в течение определенного периода со дня наделения полномочиями по должности (назначения, избрания на должность) представить Сведения в утвержденном порядке).
3. Лица, претендующие и (или) замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы Российской Федерации, муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, не представляют Сведения в рамках декларационной кампании 2023 года.
Лица, претендующие и (или) замещающие должности в отдельных категориях организаций, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, не представляют Сведения в рамках декларационной кампании 2023 года.
4. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются также федеральным государственным служащим, замещающим должность государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", и претендующим на замещение должности государственной службы в данном государственном органе, предусмотренной этим перечнем.
5. В период проведения специальной военной операции и до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации (далее - военнослужащие, сотрудники и лица), замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные соответствующим перечнем должностей, и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных таким перечнем, не представляют Сведения в случае если:
1) такие военнослужащие, сотрудники и лица принимают или принимали участие в специальной военной операции или непосредственно выполняют или выполняли задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины (вне зависимости от продолжительности и периода участия (выполнения задач);
2) планируется участие таких военнослужащих, сотрудников и лиц в специальной военной операции или непосредственное выполнение ими задач, связанных с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины (если планируемое участие не состоялось и (или) отменено, данный подпункт не применяется).
Обязательность представления Сведений
6. Нахождение служащего (работника) в отпуске (ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске без сохранения денежного содержания, отпуске по уходу за ребенком или другом предусмотренном законодательством отпуске), временная нетрудоспособность или иной период неисполнения должностных обязанностей в соответствии с антикоррупционным законодательством не освобождает от обязанности представить Сведения.
7. В период проведения специальной военной операции и до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации Сведения не представляют военнослужащие, сотрудники и лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняющие (выполнявшие) задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины, а также лица, направленные (командированные) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять Сведения.
Данное положение также затрагивает лиц, которые ранее направлены (командированы) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, но уже вернулись на постоянное место прохождения службы (работы) (вне зависимости от продолжительности и периода выполнения задач).
8. Лица, призванные на военную службу по мобилизации или заключившие в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, Сведения не представляют.
9. Приостановление правоотношений, предусмотренное федеральными нормативными правовыми актами, в связи с призывом на военную службу по мобилизации или в связи с заключением в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" контракта о прохождении военной службы либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, предполагает, что приостанавливается осуществление установленных по основному месту службы (работы) прав и обязанностей, в том числе касающихся представления Сведений.
10. При невозможности представить Сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 12 настоящих Методических рекомендаций.
Сроки представления Сведений
11. Граждане представляют Сведения (без заполнения раздела 2 справки) при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов).
Участие гражданина в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации не предполагает обязанность представить Сведения. Сведения представляются перед назначением на должность государственной гражданской службы Российской Федерации.
Атаманы войсковых казачьих обществ, избранные высшим органом управления войсковых казачьих обществ, представляют Сведения при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества.
12. Служащие (работники) представляют Сведения ежегодно в следующие сроки:
1) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, федеральные государственные служащие Администрации Президента Российской Федерации и др.);
2) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (государственные служащие, муниципальные служащие, работники Центрального банка Российской Федерации, работники государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), государственных внебюджетных фондов, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, атаманы войсковых казачьих обществ, утвержденные Президентом Российской Федерации, и др.).
13. Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.
14. Откладывать представление Сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например, убытия в служебную командировку или отпуск.
15. Если последний день срока представления Сведений приходится на нерабочий день, то Сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день Сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 10 настоящих Методический рекомендаций.
Нерабочий день не является основанием для переноса срока представления Сведений.
16. Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляет Сведения в течение 15 дней со дня назначения на должность.
Лица, в отношении которых представляются Сведения
17. Сведения представляются отдельно:
1) в отношении служащего (работника),
2) в отношении его супруги (супруга),
3) в отношении каждого несовершеннолетнего ребенка служащего (работника).
Например, служащий (работник), имеющий супругу и двоих несовершеннолетних детей, обязан представить четыре справки - отдельно на себя и на каждого члена семьи. Не допускается представление Сведений на двух и более лиц (например, на двоих несовершеннолетних детей) в одной справке.
18. Отчетный период и отчетная дата представления Сведений, установленные для граждан и служащих (работников), различны:
1) гражданин представляет:
а) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году подачи документов (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;
б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату);
2) служащий (работник) представляет ежегодно:
а) сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году представления Сведений (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;
б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления Сведений);
3) лицо при назначении временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляет сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году назначения (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки, а сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на день назначения.
19. Перевод на иную должность государственной гражданской службы Российской Федерации в другой государственный орган или на государственную службу Российской Федерации иного вида предполагает увольнение с государственной гражданской службы Российской Федерации и, как следствие, необходимость представления Сведений в рамках подпункта 1 пункта 18 настоящих Методических рекомендаций.
Замещение конкретной должности на отчетную дату как основание для представления Сведений
20. Служащий (работник), если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Российской Федерации, должен представить Сведения, если по состоянию на 31 декабря отчетного года:
1) замещаемая им на указанную дату должность была включена в соответствующий перечень должностей, а сам служащий (работник) замещал указанную должность;
Таким образом, в случае, если замещаемая служащим (работником) должность включена в перечень должностей в период декларационной кампании, то обозначенная корректировка не приводит к возникновению у служащего (работника) обязанности представить Сведения. Равно как исключение соответствующей должности из перечня должностей в период декларационной кампании не приводит к освобождению от обязанности по представлению Сведений в случае, если такая должность была включена в перечень должностей по состоянию на 31 декабря отчетного года.
2) временно замещаемая им должность, обязанности по которой исполнялись служащим (работником) в соответствии с приказом (распоряжением) представителя нанимателя (работодателя), была включена в соответствующий перечень должностей.
Служащий (работник) не представляет Сведения в рамках декларационной кампании, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (см., например, Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558).
21. Представление Сведений после увольнения служащего (работника) в период с 1 января по 1 (30) апреля 2023 г. не требуется.
22. В случае замещения работником нескольких должностей в одной организации (внутреннее совместительство, т.е. работник заключил трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя), замещение которых влечет обязанность представлять Сведения, то таким работником заполняется одна справка с указанием обеих должностей.
При внешнем совместительстве (работником заключен трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя) работник, замещающий должности в разных организациях, замещение которых влечет обязанность представлять Сведения, представляет в данные организации две справки (заполняются отдельно для каждой должности). Количество справок, представляемых в отношении членов семьи, не меняется.
Члены Совета федеральной территории "Сириус" представляют справки в качестве лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также в качестве лица, замещающего иную публично-правовую должность (если применимо) (см., например, часть 9 статьи 12 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус").
Депутат муниципального образования, обладающий, например, статусом депутата муниципального района и соответствующего городского поселения, может представить одну справку, на титульном листе которой укажет обе замещаемые муниципальной должности (и иные должности при необходимости), в случае, если такой порядок установлен соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Определение круга лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо представить Сведения
23. Сведения представляются с учетом семейного положения, в котором находился гражданин, служащий (работник) по состоянию на отчетную дату.
Супруги
24. При представлении Сведений в отношении супруги (супруга) следует учитывать положения статей 10 "Заключение брака" и 25 "Момент прекращения брака при его расторжении" Семейного кодекса Российской Федерации.
25. Согласно статье 10 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.
Лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Сведения) представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие Сведения (далее - служащий (работник)), а именно:
1) лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (последние - с учетом особенностей, установленных подпунктом 2 настоящего пункта);
2) лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, - в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления Сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, такие лица сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
3) государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) работниками государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), государственных внебюджетных фондов, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;
5) лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
6) работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;
7) атаманом Всероссийского казачьего общества и атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - атаман войскового казачьего общества);
8) уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), руководителем службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
9) иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее - гражданин):
1) государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;
2) любой должности государственной службы Российской Федерации (поступающим на службу);
3) должности муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) должности в государственных корпорациях (компаниях, публично-правовых компаниях), государственных внебюджетных фондах, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенной в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;
5) должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
6) отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;
7) должности атамана войскового казачьего общества (атаманом войскового казачьего общества, избранным высшим органом управления войскового казачьего общества при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества) и атамана Всероссийского казачьего общества;
8) должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
9) иных должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные особенности представления Сведений (например, установление обязанности для граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, в течение определенного периода со дня наделения полномочиями по должности (назначения, избрания на должность) представить Сведения в утвержденном порядке).
3. Лица, претендующие и (или) замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы Российской Федерации, муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, не представляют Сведения в рамках декларационной кампании 2023 года.
Лица, претендующие и (или) замещающие должности в отдельных категориях организаций, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, не представляют Сведения в рамках декларационной кампании 2023 года.
4. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются также федеральным государственным служащим, замещающим должность государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", и претендующим на замещение должности государственной службы в данном государственном органе, предусмотренной этим перечнем.
5. В период проведения специальной военной операции и до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации (далее - военнослужащие, сотрудники и лица), замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные соответствующим перечнем должностей, и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных таким перечнем, не представляют Сведения в случае если:
1) такие военнослужащие, сотрудники и лица принимают или принимали участие в специальной военной операции или непосредственно выполняют или выполняли задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины (вне зависимости от продолжительности и периода участия (выполнения задач);
2) планируется участие таких военнослужащих, сотрудников и лиц в специальной военной операции или непосредственное выполнение ими задач, связанных с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины (если планируемое участие не состоялось и (или) отменено, данный подпункт не применяется).
Обязательность представления Сведений
6. Нахождение служащего (работника) в отпуске (ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске без сохранения денежного содержания, отпуске по уходу за ребенком или другом предусмотренном законодательством отпуске), временная нетрудоспособность или иной период неисполнения должностных обязанностей в соответствии с антикоррупционным законодательством не освобождает от обязанности представить Сведения.
7. В период проведения специальной военной операции и до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации Сведения не представляют военнослужащие, сотрудники и лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняющие (выполнявшие) задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины, а также лица, направленные (командированные) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять Сведения.
Данное положение также затрагивает лиц, которые ранее направлены (командированы) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, но уже вернулись на постоянное место прохождения службы (работы) (вне зависимости от продолжительности и периода выполнения задач).
8. Лица, призванные на военную службу по мобилизации или заключившие в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, Сведения не представляют.
9. Приостановление правоотношений, предусмотренное федеральными нормативными правовыми актами, в связи с призывом на военную службу по мобилизации или в связи с заключением в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" контракта о прохождении военной службы либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, предполагает, что приостанавливается осуществление установленных по основному месту службы (работы) прав и обязанностей, в том числе касающихся представления Сведений.
10. При невозможности представить Сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 12 настоящих Методических рекомендаций.
Сроки представления Сведений
11. Граждане представляют Сведения (без заполнения раздела 2 справки) при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов).
Участие гражданина в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации не предполагает обязанность представить Сведения. Сведения представляются перед назначением на должность государственной гражданской службы Российской Федерации.
Атаманы войсковых казачьих обществ, избранные высшим органом управления войсковых казачьих обществ, представляют Сведения при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества.
12. Служащие (работники) представляют Сведения ежегодно в следующие сроки:
1) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, федеральные государственные служащие Администрации Президента Российской Федерации и др.);
2) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (государственные служащие, муниципальные служащие, работники Центрального банка Российской Федерации, работники государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), государственных внебюджетных фондов, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, атаманы войсковых казачьих обществ, утвержденные Президентом Российской Федерации, и др.).
13. Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.
14. Откладывать представление Сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например, убытия в служебную командировку или отпуск.
15. Если последний день срока представления Сведений приходится на нерабочий день, то Сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день Сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 10 настоящих Методический рекомендаций.
Нерабочий день не является основанием для переноса срока представления Сведений.
16. Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляет Сведения в течение 15 дней со дня назначения на должность.
Лица, в отношении которых представляются Сведения
17. Сведения представляются отдельно:
1) в отношении служащего (работника),
2) в отношении его супруги (супруга),
3) в отношении каждого несовершеннолетнего ребенка служащего (работника).
Например, служащий (работник), имеющий супругу и двоих несовершеннолетних детей, обязан представить четыре справки - отдельно на себя и на каждого члена семьи. Не допускается представление Сведений на двух и более лиц (например, на двоих несовершеннолетних детей) в одной справке.
18. Отчетный период и отчетная дата представления Сведений, установленные для граждан и служащих (работников), различны:
1) гражданин представляет:
а) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году подачи документов (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;
б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату);
2) служащий (работник) представляет ежегодно:
а) сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году представления Сведений (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;
б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления Сведений);
3) лицо при назначении временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляет сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году назначения (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки, а сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на день назначения.
19. Перевод на иную должность государственной гражданской службы Российской Федерации в другой государственный орган или на государственную службу Российской Федерации иного вида предполагает увольнение с государственной гражданской службы Российской Федерации и, как следствие, необходимость представления Сведений в рамках подпункта 1 пункта 18 настоящих Методических рекомендаций.
Замещение конкретной должности на отчетную дату как основание для представления Сведений
20. Служащий (работник), если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Российской Федерации, должен представить Сведения, если по состоянию на 31 декабря отчетного года:
1) замещаемая им на указанную дату должность была включена в соответствующий перечень должностей, а сам служащий (работник) замещал указанную должность;
Таким образом, в случае, если замещаемая служащим (работником) должность включена в перечень должностей в период декларационной кампании, то обозначенная корректировка не приводит к возникновению у служащего (работника) обязанности представить Сведения. Равно как исключение соответствующей должности из перечня должностей в период декларационной кампании не приводит к освобождению от обязанности по представлению Сведений в случае, если такая должность была включена в перечень должностей по состоянию на 31 декабря отчетного года.
2) временно замещаемая им должность, обязанности по которой исполнялись служащим (работником) в соответствии с приказом (распоряжением) представителя нанимателя (работодателя), была включена в соответствующий перечень должностей.
Служащий (работник) не представляет Сведения в рамках декларационной кампании, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (см., например, Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558).
21. Представление Сведений после увольнения служащего (работника) в период с 1 января по 1 (30) апреля 2023 г. не требуется.
22. В случае замещения работником нескольких должностей в одной организации (внутреннее совместительство, т.е. работник заключил трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя), замещение которых влечет обязанность представлять Сведения, то таким работником заполняется одна справка с указанием обеих должностей.
При внешнем совместительстве (работником заключен трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя) работник, замещающий должности в разных организациях, замещение которых влечет обязанность представлять Сведения, представляет в данные организации две справки (заполняются отдельно для каждой должности). Количество справок, представляемых в отношении членов семьи, не меняется.
Члены Совета федеральной территории "Сириус" представляют справки в качестве лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также в качестве лица, замещающего иную публично-правовую должность (если применимо) (см., например, часть 9 статьи 12 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус").
Депутат муниципального образования, обладающий, например, статусом депутата муниципального района и соответствующего городского поселения, может представить одну справку, на титульном листе которой укажет обе замещаемые муниципальной должности (и иные должности при необходимости), в случае, если такой порядок установлен соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Определение круга лиц (членов семьи), в отношении которых необходимо представить Сведения
23. Сведения представляются с учетом семейного положения, в котором находился гражданин, служащий (работник) по состоянию на отчетную дату.
Супруги
24. При представлении Сведений в отношении супруги (супруга) следует учитывать положения статей 10 "Заключение брака" и 25 "Момент прекращения брака при его расторжении" Семейного кодекса Российской Федерации.
25. Согласно статье 10 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.